"Железный Занавес" - авторская радиопрограмма Сергея Маврина, посвящённая русской и зарубежной тяжёлой музыке"

Самый первый выпуск программы "Железный Занавес". Собственно, то, с чего начиналась его восьмилетняя история на радио "Юность" и продолжается до сих пор уже в ретроспективе.
Спасибо вам, что дождались его, периодически напоминали мне о нём, стало быть, помнили. Хоть я и пытался всячески оттянуть момент его публикации. Почему? Да потому что тот самый первый выпуск для меня - это отдельная история.

Поэтому - получите её вместе с ним, тем самым "пилотом" от 1 июля 2000 года.
Рядом со мной на фотографии тех лет Андрей Зубков. Мой хороший товарищ и программный директор радиостанции "Юность" того времени. И именно он в одной из наших встреч предложил мне сделать и вести программу о тяжёлой музыке. И не просто тяжелой, а прям максимально металл-металл. Я чуть погодя оценил правильность его идеи о степени "тяжести" планируемой программы. Это было задумано в противовес тому достаточно воздушному музыкальному формату Юности на тот момент. И ещё у Андрея было настоятельное пожелание ко мне - взять в соведущие каких-нибудь персонажей, типа, Бивиса и Батхеда. Они в те годы были очень популярны на MTV, НО я их терпеть не мог. Истинная дурнина мне виделась несколько в ином формате, не настолько плоском и примитивном. Но это всё потом. А тогда я кивнул на предложение, сказал, что подумаю над тем, и я очень надеялся, что Андрей пошутил и забудет. Ибо какой я нафиг радиоведущий, если я на тот момент и интервью то на радио давал с трудом и коряво порой, да и понятия не имел, с чего начинать вообще. Но надежды мои не оправдались. Андрей, в отличии от меня, не забыл об идее и через пару месяцев напомнил мне о ней. Я понял, что всё это серьёзно, и..... да, взялся. Хотя бы потому, что появился интерес. Поначалу больше спортивный. Типа, справлюсь - нет? Этого было достаточно.
С чего начинать....? О радиопрограммах у меня, конечно, было поверхностное представление. Из раннего казанского детства в основном, когда я маниакально слушал все музыкальные передачи из Америки, которые назывались "Поп музыка из Вашингтона". Вёл их Юрий Осмоловский. Ну и краем уха в машине уже в современности послушивал порой наши радиопрограммы. Да и с той же легендарной радиостанцией Юность в её ранние, революционные времена я был чуть-чуть знаком. Вобщем, этого оказалось достаточно для начала. Но Бивис и Батхед.... Нет, никогда. И появился иной персонаж. Демон, собственно. Он пытался поначалу представиться, как Петрович. НО.... дабы не возникало никаких ассоциаций с одним из моих друзей по группе Ария, мы договорились, что он будет Кузьмич. Даже так - КузЪмичъ. На том и порешили. К нему ещё вернёмся.
Временной формат передачи - ровно 28 минут. Для начала я обозначил в студии отрезок дозволенного. Сочинил и записал музыку для вступления и завершения программы. Попросил Артура Беркута спеть одну лишь фразу, тот самый "Железный занавес!". Он сделал это, как и всегда, великолепно. Всё, далее музыка, темы, речь, идеи и тд. Джинглы, музыкальные заставки, которые я тоже монтировал и придумывал в основном сам, иногда используя сторонние произведения. За восемь лет я получил огромный опыт работы с сэмплами всех мастей. Знаете, кто смеётся в конце передачи, начиная с 10, примерно, выпуска? Этот же смех часто слышно в наших разговорах с Кузьмичом. Это Элис Купер на своей пресс конференции в Москве, на которой я был в качестве журналиста. И Элис Купер просто рассмеялся по поводу очередной своей шутки. Мой микрофон стоял рядом, и его смех вошёл в историю. Дикие и истошные вопли в программах - это Мэрлин Мэнсон, например. И т.д., и т.п. Многое я уже и сам не помню, да и не стоит раскрывать всех секретов.
КузЪмичъ.... я не ошибся ни разу, познакомившись с ним и взяв его в соведущие. Он сразу стал очень популярен. А чуть позже его популярность легко затмила мою. И я был этому несказанно рад. В те времена, до 2006 года, примерно, радиослушатели наши ещё писали настоящие бумажные письма, которые я забирал с радио каждую пятницу в огромных количествах. Читал все, сколько бы времени на это не уходило. Обычно почти ночь. Так вот, КузЪмичу писали отдельно. Однажды я объявил очередной конкурс на лучший портрет КузЪмича (никто же его не видел никогда) Это был один самых масштабных, по своей активности, конкурсов. И были великолепные работы, некоторые из которых хранятся у меня на даче до сих пор. Знаете, что было в самом первом письме по этой теме? Теме фантазий с портретами КузЪмича..... В письме из Беларуси, которое я вскрыл первым, оказался рисунок с изображением нашего президента... КузЪмичъ закряхтел, а я поперхнулся дымом от сигареты. Какие то передачи КузЪмичъ вёл сам, без меня почти. И это тоже было здорово. Но это всё случилось и получилось потом. Я начал рассказывать вам о первом выпуске...
"Пилот". На его изготовление у меня ушло месяца два - три. Да, я осваивал азы. Ведь по - сути, я тогда взялся за то, незнамо что... В дальнейшем, кстати, на изготовление одной программы у меня уходило от двух (в редких случаях) до пяти дней. Это тоже было не мало и отнимало время, ибо я в определённый период ещё и играл в двух группах, постоянно ездил на гастроли и сочинял новую музыку. Но мне нравилось это, я этим горел, хоть и практически жил в студии.
Много ценных и верных советов, а порой и указаний, мне в будущем давал Андрей Зубков. Я, например, долгое время не понимал, зачем мне представляться почти после каждой песни? В начале же было моё имя, да и в конце есть. Нафига? И так все знают... Нет. Охват аудитории у Юности в те годы был огромным, и случайные слушатели, что подключаются непроизвольно теоретически в любой момент, должны знать, где они и с кем находятся в компании. Так же не сразу я усвоил правило, по которому надо обязательно представлять любую, даже самую популярную песню. Тоже казалось по-началу - зачем? Я же знаю, значит и все знают. Послушайте, кстати, современное радио, любое. Найдите волну, где представляют музыку... Радио сегодня превратилось в тематический фон, изменивший все почти коренные правила профессионального и хорошего тона, увы.. "Нравится песня - слушай дома. Не нужно тащить в эфир свои музыкальные предпочтения". И это тоже закон. Который я, впрочем, в отличие от других правил, частенько нарушал.
Первый, пилотный выпуск я бережно привёз на Пятницкую, 25 накануне эфира и с волнением и трепетом представил его на суд Андрея и коллег. Моя собственная оценка почти трехмесячной работы уже особой роли не играла, да и восприятие всего проделанного у меня уже было затуманено настолько, что я ничего не понимал. Андрей и коллеги дали добро. Завтра эфир! И я помчал домой ждать его - эфира. В 22.30 следующего дня я поймал на УКВ нужную волну и уселся посреди комнаты. Весь получасовой эфир я просидел на полу, обхватив голову руками, с одной лишь мыслью - так нельзя. Ужас, кошмар... Я был в лёгком шоке и понимал, что исправить сейчас вот уже ничего не могу. Нельзя так медленно, спокойно и монотонно говорить, в первую очередь. С огромными паузами. Именно тогда я понял, что разговор в обычной жизни, и разговор у микрофона в студии - это разные планеты. Я взялся исправлять это с последующими выпусками может быть даже слишком рьяно. И да, я нашёл нужный и спокойный темп чуть погодя лишь. Но всё равно, все последующие программы были лучше, чем тот "пилот". Я пытался несколько раз переслушивать его годы спустя и не мог, выключал.

Но... первый выпуск - это часть истории. Поэтому, как и обещал - он здесь. Перед вами.

Приятного путешествия в прошлое!
Искренне ваш, Сергей Маврин.

#Железный_Занавес № 1 (1.7.2000)

Андрей Зубков и Сергей Маврин
КузЪми4Ъ (автор работы Плужникова Нина Андреевна)

Новости